Вернуться к списку

Актуальные новости: Самоустраняющееся государство

  • 04.10.2012
  • 679

Дата: 4 окября 2012 | www.cottage.ru

Российские чиновники не оставляют надежд переложить часть своих прямых обязанностей на частный бизнес. Несколько месяце назад высокопоставленный чиновник из Федерального дорожного агентства заявил, что девелоперы за свой счет должны сами прокладывать дороги до своих жилых комплексов, а не использовать существующие трассы. А теперь Министерство регионального развития разработало ряд поправок в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым девелоперов по закону обяжут возводить объекты инфраструктуры.

Проект документа опубликован на сайте Минрегионразвития. Проектом предусмотрено внесение изменений в статьи 7, 8, 26 и 45 Градостроительного кодекса РФ. В частности, статью 7 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности» предполагается дополнить пунктом 5 следующего содержания: «установление правил определения перечня обязательств застройщика по созданию транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры». А наиболее полно планы чиновников раскрыты в абзаце, который будет добавлен к статье 26:

«Долгосрочные программы по реализации генеральных планов включают в себя мероприятия по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, на основании которых, и в соответствии с правилами определения перечней обязательств застройщика по строительству таких инфраструктур, установленных законами субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливают перечни обязательств застройщика по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур».

Таким образом, чиновники планируют возложить на девелоперов обязанность по строительству социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а сами, по сути, дистанцируются от этого. Нас сегодняшний день уже существует несколько вариантов, при которых на застройщика действительно накладываются обязательства по возведению инфраструктуры. Например, когда речь идет о строительстве на муниципальных землях. Тогда в инвестконтракте четко прописывается какие именно объекты инфраструктуры должен построить девелопер. 

Или как в случае с аукционами, проводимыми Фондом РЖС. Там на победителя также накладываются соответствующие обязательства, включая ограничение по максимальной стоимости квадратного метра. Но в обоих случаях речь идет о некоем государственно-частном партнерстве, в рамках которого девелопер получает ряд преференций и затраты на строительство инфраструктуры не ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на плечи покупателей.

И совсем другое дело когда мы говорим о застройке девелоперами собственных участков земли, приобретенных на рыночных условиях, а не на аукционах по льготным ценам. Современные жилые комплексы, рассчитанные на несколько сотен тысяч квадратных метров жилья, и так предусматривают строительство всей необходимой инфраструктуры. Тут все просто: при больших объемах строительства возведение «социалки» становится рентабельным и затраты на ее строительство даже не обязательно включать в стоимость метра для конечного потребителя – со временем такие объекты выходят на самоокупаемость.

А теперь представим, что обязательства про возведению инфраструктуры налагаются на коттеджные поселки эконом-класса с участками без подряда. Сегодня на рынке загородной недвижимости это самое дешевое предложные, снижение стоимости которого достигается как раз за счет «урезания» до минимума сопутствующих услуг и объектов. И вот девелоперу такого поселка приходит бумага от чиновников о том, что мол в поселке будут проживать, скажем, 500 человек, и вам необходимо построить детский сад на пару десятков мест. Будет ли девелопер заниматься благотворительностью? Конечно же нет. Все затраты по возведению детского дошкольного учреждения лягут на покупателя. И в этом конкретном примере, когда речь идет о «голых» участках за совсем небольшие деньги, удорожание предложения может составить 2-3 раза.

Конечно, приведенный пример сильно утрирован, но зато он очень наглядно демонстрирует механизм работы поправок, предлагаемых Министерством регионального развития. Необходимость строить инфраструктуру, навязанная по закону, в любом случае приведет к удорожанию жилья. И это идет в разрез с регулярными заявлениями представителей этого же министерства о том, что цена квадратного метра в России сильно завышена и ее нужно снижать. 

Строительство дорог, коммуналки и социальной инфраструктуры – это, все-таки, обязанность государства. И физические лица-покупатели жилья, и девелоперы, все они являются налогоплательщиками и регулярно наполняют бюджет страны отчислениями от своих доходов. И в итоге получается, что вместо того, чтобы строить на эти деньги инфраструктуру, государство направляет миллиарды долларов на проведение Саммита АТЭС, Зимней Олимпиады в Сочи, Чемпионата мира по футболу и других развлекательных мероприятий, которые проводятся разово и никак не способствуют улучшению уровня жизни граждан. 

Зато этим самым гражданам предоставляется «уникальная» возможность улучшать условия жизни за свой счет. Да и вообще все делать самостоятельно. Только при таких раскладах непонятно одно: зачем нам вообще государство, которое ничего не делает для своих граждан?

Ещё новости

Показать все